Интересная статья моего товарища, исследователя истории якутского спорта Виталия Слепцова. Он пишет, что в последнее время у нас не культивируется борьба на поясах. Да, действительно, у нас уже позабыт этот вид единоборств, который был особенно распространен в 19-м и начале 20 века.

В современной истории Якутии наши спортсмены соприкасались с борьбой на поясах в основном на выездах. Так, якутские борцы участвовали в чемпионате Европы в 2011 г. в Шяуляе в Литве, где П.Чемезов стал бронзовым призером в борьбе алыш. В декабре того же года в Индии четыре якутских борца стали бронзовыми призерами Кубка Азии по казах куреси – Семен Тимофеев, Прокопий Петров, Роберт Сидоров и Вадим Семенов.

Борьба на поясах кураш была включена в программу VI Международных спортивных игр «Дети Азии» в июле 2016 г. Тогда из Якутии чемпионом стал Али Агаев, который занимается этим видом спорта полтора года. В весовой категории до 45 килограмм Самат Иманканов принес сборной республики серебряную медаль. Еще один борец из Якутии – Башир Арчаков завоевал бронзовую медаль в весовой категории до 75 кг. Готовили ребят тренеры по самбо и дзюдо, как сообщил ответственный судья соревнований по борьбе кураш Мустаким Хатамов, ребята занимаются этим видом борьбы совсем недавно.

Так что у нас в республике периодически проявляется желание заняться поясной борьбой, однако систематичности и горячего желания не наблюдается. К тому же, по моим наблюдениям, в казах куреси и родственным ему татарча кореш и украинско-кыргызской борьбе алыш, правила далеки от совершенства, во время чемпионатов мира даже сами судьи далеко не единодушны в трактовке постоянно возникающих спорных моментов, а сама борьба не столь зрелищна, как наш якутский хапсагай – понятный даже далекому от спорта человеку, динамичный, изобилующий острыми моментами и красивыми бросками.

Владислав КОРОТОВ.

 

 

Экскурс в историю

Национальные виды спорта к нам пришли из глубин веков. Вместе с играми от предков якутов до наших дней дошла якутская борьба. Многие читатели подумают, что это борьба хапсагай, но они глубоко ошибаются. Дело в том, что у якутов с давних времен культивировались несколько видов борьбы и единоборств. И одним из них, притом наряду с якутской борьбой, действительно является хапсагай. Сегодня хапсагай является популярным видом спорта в республике. Наряду с мастерами спорта республики уже появились почетные мастера спорта.

А якутской борьбой называется – борьба на поясах или на кушаках. Кушак – это пояс.

В настоящее время борьба на поясах, к сожалению, в нашей республике стала забываться, то есть идет забвение некогда любимой и зрелищной игры якутов. Зато этот вид борьбы до сих пор очень популярен у других тюркоязычных народов. Называется она у них по-разному. Например, у татар он называется корэш, у башкир – куреш, у казахов – курес, у чувашей – керешу, у киргизов – алыш, узбеков – кураш, у туркмен – гореш.

Сегодня в Якутии самым популярным видом национальной борьбы является хапсагай. Спортивные руководители республики уже давно популяризуют эту борьбу за пределами республики, в том числе и в других странах. Конечно, они хотят, чтобы якутская национальная борьба, как зрелищный и популярный вид спорта, была признана международной федерацией спортивной борьбы и единоборств и включена в олимпийскую программу.

 

Историческая справка

6 ноября 1926 года на заседании Совета по физической культуре и спорту при ЯЦИК выступил председатель центрального исполнительного комитета П.А.Ойунский, поставив вопрос с целью определить, какие виды спорта целесообразно культивировать среди коренного населения – якутов. По его выступлению было принято постановление, где работнику отдела по культуре профсоюзов И.Д.Баланову было поручено разработать и предоставить к следующему заседанию сообщение, какие виды спорта необходимо и целесообразно развивать и популяризировать среди местного населения.

Уже через неделю, то есть 13 ноября, Баланов к следующему заседанию Совета по физической культуре и спорту представил семь видов спорта, которые он считал более подходящими для культивирования среди населения республики. Среди них была якутская борьба. Вот как он описывает эту борьбу: «Якутская борьба по своему типу близко сходится с киргизской и вольно-американской. Два участника мужского пола берутся в охват передним поясом и стараются повалить друг друга на пол или на землю. Во время борьбы разрешаются перехваты, подножки, хватания за ногу. Побежденным считается противник, коснувшийся земли частью тела или рукой».

Сегодня из описанных Балановым национальных видов спорта – якутские прыжки кылыы и ыстанга нашли дальнейшее развитие и стали любимыми видами спорта не только якутян, но и в других регионах России. Якутские прыжки даже в одно время были включены в программу чемпионата РФ по легкой атлетике.

Поэтому П.А.Ойунского и И.Д.Баланова по праву можно считать осноположниками современных якутских национальных видов спорта.

 

Борьба на республиканских Спартакиадах

Но в 1932 году на 1 Всеякутской республиканской летней Спартакиаде, посвященной 10-летию образования Якутской АССР, якутская борьба в программу не попала и соревнования по ней не были проведены. Зато в программу Спартакиады попал другой вид национальной якутской борьбы – хапсагай. Абсолютным чемпионом по этому виду единоборства стал Степан Слепцов-Баппаай, представитель Мегино-Кангаласского района. Он же и является первым официальным победителем по хапсагаю в республике.

До Великой Отечественной войны республиканские спартакиады также состоялись в 1935 и 1937 годах. В архивных материалах сведения о проведении соревнований по борьбе хапсагай и борьбе на поясах за 1932 год не обнаружены. А в 1937 году на III летней республиканской Спартакиаде, посвященной 15-летию Якутской АССР, соревнования были проведены по борьбе хапсагай. Но участники Спартакиады и очевидцы соревнований вспоминают, что на Спартакиаде наряду с хапсагаем прошли соревнования по борьбе на поясах. И победителем в этих соревнованиях вышел известный силач Василий Куприянович Семенов-Күүстээх Баһыы из Орджоникидзевского района. Последний был награжден нагрудным знаком «15 лет Якутской АССР».

Таким образом, его можно считать неофициальным чемпионом республики по борьбе на поясах. Хотя его имя не упоминается в документах Спартакиады.

Почему так произошло? Потому что в те далекие годы специалистов борьбы среди судей, хорошо знающих якутскую борьбу хапсагай и борьбу на поясах, совсем не было. Поэтому и произошла такая путаница в оформлении документов состязаний борцов. Соревнования-то проводились в обоих видах борьбы, а при оформлении официальных документов указывался только победитель одного вида. Только с 1946 года стали указывать в документах, что соревнования проводились по двум видам борьбы – по хапсагаю и борьбе на поясах.

В год окончания войны, то есть в августе 1945 года, на IV летней Спартакиаде, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, были проведены соревнования по борьбе на поясах. Об этом свидетельствуют протоколы соревнований, которые хранятся в национальном архиве РС(Я). Так, первым официальным чемпионом по хапсагаю стал Дмитрий Токосов из Олекминского района. Но согласно протоколам Спартакиады, соревнования также были проведены по борьбе на поясах. И абсолютным чемпионом в этом виде борьбы также вышел Дмитрий Токосов. Фактически он на этой летней Спартакиаде стал двукратным абсолютным чемпионом, но в официальных документах указано что, он является чемпионом только по хапсагаю.

4 августа 1946 года на V республиканской летней Спартакиаде по борьбе на поясах победителем вышел В.И.Якушев из Орджоникидзевского района. Он тогда работал в Синске, в почтовом отделении связистом. Второе место занял И.Харитонов из Намского района. На этой Спартакиаде республики Василий Якушев также выиграл первенство по перетягиванию палки. Таким образом, он стал двукратным чемпионом республики.

На VI летней Спартакиаде 1947 года победителем по борьбе на поясах вышел С.Дьячковский, представитель Горного района. О нем известно, что он участник Великой Отечественной войны, разносторонний и сильный спортсмен.

На VI и VII республиканских летних Спартакиадах, проходивших соответственно в августе 1948 и 1949 годов, чемпионом по борьбе на поясах становится Петр Карамзин-Молуойка, представляющий Мегино-Кангаласский район. О нем известно, что он никому не уступал в трех видах спорта на республиканских соревнованиях. Был пятикратным чемпионом республики: дважды по лыжам, дважды по борьбе на поясах и один раз по хапсагаю.

 

Будет ли возрождена борьба на поясах в Якутии?

Последнее республиканское соревнование по борьбе на поясах было проведено в августе 2010 года в г.Олекминске на Спартакиаде народов Якутии в рамках празднования 375-летия г.Олекминска. Турнир прошел памяти первого абсолютного чемпиона ЯАССР из Олекминского района Дмитрия Токосова. Победителем вышел 20-летний студент Северо-Восточного федерального университета Кузьма Сивцев из Намского района и получил главный приз – трактор «Синтай».

Таким образом, всего в Якутии проводилось шесть республиканских соревнований по борьбе на поясах, где победителями или абсолютными чемпионами стали пять известных силачей, а именно: Дмитрий Токосов (Олекминский район), Василий Якушев (Орджоникидзевский район), Семен Дьячковский (Горный район), Петр Карамзин-Молуойка (Мегино-Кангаласский район) – дважды и Кузьма Сивцев (Намский район).

Когда будет следующее республиканское первенство по борьбе на поясах? Об этом никто не знает. Ни один руководитель и специалист спорта республики не может сказать точную дату проведения будущего первенства республиканских соревнований по этому виду спорта. Возможно, эту национальную борьбу мы потеряли навсегда.

В настоящее время за пределами нашей республики, например, в Татарстане, Башкирии, Чувашии, а также в таких тюркоязычных странах, как Казахстан, Узбекистан, Киргизия и других, этот вид борьбы является популярным и успешно развивается. В чемпионатах мира спортсмены из вышеуказанных государств показали себя сильными борцами. Среди них имеются чемпионы и призеры мирового первенства. С каждым годом увеличивается число стран и количество спортсменов, участвующих в чемпионате. Это говорит о том, что развитие борьбы находится на верном пути и их болельщики хотят увидеть своих борцов в «мундиале» в качестве победителей.

Не исключено, что пройдет всего несколько лет, и борьба на поясах будет включена в программу Олимпийских игр. Поэтому лично я как любитель спорта и борьбы склонен к возрождению в республике нашей национальной борьбы на поясах. Тем более, этот национальный вид спорта передан нам от предков. Данный вид борьбы имеет прекрасную перспективу стать олимпийским видом спорта. В будущем появится прекрасная перспектива для наших спортсменов стать олимпийскими чемпионами или победителями мирового первенства.

 

Виталий СЛЕПЦОВ, Sportyakutia.ru