manch1

VASILY Fedorov
MANCHAARY
(1805-1870 YY.)

Непосвященные люди часто интересуются, кто такой Василий Манчаары, чьим именем названы общереспубликанские Игры по национальным видам спорта. Почему проводящимся в Якутии крупнейшим состязаниям присвоено его имя? Очерк о национальном герое народа саха, подготовленный сотрудником Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера, историком Пантелеймоном Петровым.

Василий Федоров Манчаары – историческая личность. Его имя до сих пор живо в памяти народа саха. В устном народном творчестве и в русскоязычной якутской художественной литературе еще при жизни Василия Манчаары постепенно создавался благородный образ народного героя, тесно связанного с угнетенными слоями якутского общества. Его борьба изображалась как своеобразное общественное движение первой половины XIX в., направленное против жестокостей зарвавшихся якутских тойонов и богачей, против произвола царской администрации.
Василий Федоров Манчаары родился в 1805 g. в семье якутского крестьянина Федора Бытаны (Быттааны), имевшего хозяйство среднего достатка в местности Арыылаах Кангаласского улуса (ныне Мегино-Кангаласский улус). В 9-летнем возрасте Василий остался без отца и с ранних лет познал тяготы, лишения и унижения дальнего родственника Василия Слободчикова (Чоочо), which the, по нашему мнению, прибрал к своим рукам земельный надел после смерти Ф.Бытаны, оставив его семью без средств к существованию.

После того, когда Василий Манчаары достиг своего совершеннолетия, он женился на Варваре Степановой, и в этом случае наслежное общество обязано было ему выделить сенокосное угодье. Но известный в народе своей алчностью и жадностью к наживе богач и тойон улуса В.Сло6одчиков, не желая выделить земельный надел Василию Манчаары, по преданию, всячески третировал молодого родича, что вызвало с его стороны активный протест. В начале 30-х годов XIX в.бунтарь по решению царской областной администрации был сослан на Охотский солеваренный завод. AT 1832 g. совместно с двумя русскими каторжанами Василий Манчаары совершил побег и возвратился в родной Нерюктяйский наслег.

manch2

С этого времени он начал совершать смелые налеты на усадьбы известных богачей и тойонов заречных улусов, отбирая силой деньги, одежду и имущество, которые он раздавал представителям бедных слоев населения. При этом он неизменно пользовался их поддержкой, дававшей ему возможность скрываться от властей. В набегах на тойонов принимали участие его товарищи. Позднее по его делу всего было привлечено 43 man.
24 September 1833 g. Василий Манчаары вместе с Екатериной Слепцовой, которую он увел от ее родных, был пойман, and 1838 g. сослан на Иркутский солеваренный завод, затем на Нерчинские рудники. AT 1841 g. вместе со своим земляком А.Тимофеевым сбежал и возвратился в родной наслег. Вскоре он был пойман и отправлен в Иркутск, но в Нижнеилимске совершил дерзкий побег и опять прибыл в родной наслег. В октябре 1843 g. он был арестован и по приговору суда был прикован «к стене на цепь сроком на 10 лет». Только в марте 1859 g. по распоряжению Главного управления Восточной Сибири он был освобожден и сослан в Первый Бордонский наслег Мархинского улуса Вилюйского округа. По преданию, его освобождению из тюрьмы способствовал архиепископ Камчатский, Алеутский и Курильский Иннокентий (впоследствии митрополит Московский и Коломенский).
По сведениям, доставленным с Мархинской инородной управы в Вилюйское окружное управление, Василий Федоров Манчаары умер в конце 1870 g. в том же наслеге.
Почему же имя «разбойника», «грабителя», «каторжника» Василия Манчаары до сих пор является почти священным для якутского народа?
Безусловно, что смелые налеты на усадьбы тойонов, его дерзкие побеги с каторги и романтические похождения произвели сильное впечатление на современников. Исследования историков О.В.Ионовой, Г.П.Башарина, Ф.Г.Сафронова, И.Г.Березкина показали, что Василий Федоров Манчаары упорно и настойчиво боролся за правду и справедливость против тойонского гнета, что он имел крепкие связи с представителями разных слоев населения, пользовался их поддержкой и помощью.

В их работах подчеркивается «разбойный характер борьбы выразителя стихийного протеста бедноты против гнета, что обусловливалось низким уровнем общественного развития якутов первой половины XIX в.». В исторических исследованиях советского периода утвердилось представление о классовом характере выступлений Василия Манчаары, прогрессивности его личности как борца за интересы эксплуатируемых низов (Сафронов Ф.Г. Василий Манчары. – Якутск, 1991. – с.33).

manch3

В современных условиях, когда реалии частной собственности утвердились в жизни российского общества, личность Василия Манчаары вызывает неоднозначные мнения от утверждений как народного героя вплоть до «рэкетира» и «бандита». Все это является следствием расслоения бывшего советского общества, которое оценивало действия В.Манчаары с точки зрения классовой идеологии. У каждого народа есть подобные национальные герои, которые выступали против социальной несправедливости, как Емельян Пугачев у русского народа, Робин Гуд у англичан, Ринальдо у итальянского народа, Ходжа Насреддин у тюркских народов Средней Азии и др. Народная память старается сохранить представления о наиболее ярких личностях, каковым был В.Манчаары у якутского народа.

Пантелеймон ПЕТРОВ,
к.и.н., зав. музеем истории науки им.Г.П.Башарина
ИГИиПМНС СО РАН.